Профилактическая работа

Рекомендации родителям
Ознакомиться
Автор рекомендации 
"Профилактика суицидального поведения среди подростков"
Педагог-психолог высшей квалификационной категории
Руководитель Службы Медиации школы

Наталья Ивановна Васильева


Образование: Высшее

- Санкт-Петербургский Государственный Университет - Квалификация - Психолог, (Психология, психология развития и образования (прикладная)).

- Национальный исследовательский институт дополнительного образования профессионального обучения АНО НИИДПО - Клиническая психология с основами психотерапии.  Квалификация - Клинический психолог.

- Институт практической психологии ИМАТОН. Психическая травма: консультирование и психотерапия взрослых и детей. Квалификация – Психотравматолог.

- Московский институт академического образования.Педагогическое образование. Квалификация – Педагог-психолог.

      кабинет 215 (2 этаж) 

время работы: Пн-пт 
email: vibochka@mail.ru
тел: +7-911-700-61-60
Школьная страница педагога-психолога
Ознакомиться
«Профилактика суицидального поведения среди подростков»

За последние годы суицид среди подростков возрос. 

Следует отметить, что количество суицидальных попыток многократно превышает количество осуществленных самоубийств.

Причины суицидального поведения

Причиной покушение на самоубийство может быть депрессия, вызванная потерей объекта любви, уход из жизни членов семьи, конфликты с родителями, буллинг подростка и тд., что сопровождается печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни и отсутствием мотивации к решению насущных жизненных задач. 

Иногда депрессия может и не проявляться столь явно: подросток старается скрыть ее за повышенной активностью, чрезмерным вниманием к мелочам или вызывающим поведением. Суицид может быть непосредственным результатом душевной болезни (психиатрический диагноз). Причиной самоубийства может быть чувство вины или страха и враждебности. 

Подростки могут тяжело переживать неудачи в личных отношениях.

     Попытка самоубийства – это крик о помощи, обусловленный желанием привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие у окружающих. 

В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен. Любой попавший под руку острый предмет, лекарство в вашей аптеке, подоконник– все станет реально опасным, угрожающим его жизни.

      Признаки суицидального поведения

Если подросток серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на три группы: словесные, поведенческие, ситуационные.

  1. Словесные признаки.

Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:

  • Прямо и явно говорить о смерти: «я собираюсь покончить с собой»; «я не могу так дальше жить».
  • Косвенно намекать о своем намерении: «я больше не буду ни для кого проблемой»; «тебе больше не придется обо мне волноваться».
  • Много шутить на тему самоубийства.
  • Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

2. Поведенческие признаки:

  • Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить дела, мириться с давними врагами.
  • Демонстрировать радикальные перемены в поведении такие, как:

- в еде – есть слишком мало или слишком много;

- во сне – спать слишком мало или слишком много;

- во внешнем виде – стать неряшливым;

- в школьных привычках – пропускать занятия;

- замкнуться от семьи и друзей и т.д.

  • Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.
  1. Ситуационные признаки.
  • Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга, чувствует себя отверженным;
  • Живет в нестабильном (серьезный кризис в семье – в отношениях к родителям или родителей друг с другом; алкоголизм – личная или семейная проблема);
  • Ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального.
  • Предпринимаемая раньше попытка суицида.
  • Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем - то из друзей, знакомых или членов семьи.
  • Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
  • Слишком критически настроен по отношению к себе.

Рекомендации родителям в случае, если у ребенка замечена 

 суицидальная склонность:

  1. Поговорите с ребенком. Внимательно выслушайте, в состоянии душевного кризиса, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
  2. Оцените серьезность намерения и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план повреждающего поведения, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
  3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток: может испытывать серьезные трудности, но при этом и не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находящейся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность такое поведение также может служить основанием для тревоги.
  4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам.
  5. Не бойтесь прямо спросить, не думают ли они о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности высказать свои проблемы.

Во время беседы, подростка необходимо убедить в следующем:

  • что тяжелое эмоциональное состояние, переживаемое им в настоящий момент, является временным;
  • что его жизнь нужна родным, близким, друзьям и уход его из жизни станет для вас тяжелым ударом;

Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора.

     Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей. Попытайтесь убедить подростка обратиться к психологу. В противном случае, обратитесь сами, чтобы вместе разобрать стратегию помощи.

Как предотвратить трагедию? 

При исследовании множества подростковых самоубийств – специалисты, занимающиеся данной проблемой, обнаружили одно сходное обстоятельство: у этих детей очень сильно нарушаются эмоциональные взаимодействия с семьей, в частности отношения с матерью. Как бы подросток не был ориентирован на ценности своей возрастной группы, острота его переживаний становится несовместимой с жизнью, если он отвергнут в родной семье. Формы отвержения всегда бывают разные и далеко не всегда это – подчеркнутое равнодушие.

     Поэтому пересмотрите свои отношения с ребенком, больше ему доверяйте, воспринимайте его как самостоятельную взрослую личность с его индивидуальным мировоззрением, мнением, ценностями и убеждениями, желаниями и требованиями. 

Отнеситесь всерьез к любому намеку на суицид в его словах, даже если он просто выкрикнет сгоряча: "Я не хочу с вами жить!"

    Самое главное – покажите своему ребенку, что он вам небезразличен. Дайте ему почувствовать, что он любимый и желанный. Постарайтесь уверить его, что все душевные раны со временем заживут. Убедите его в том, что безвыходных ситуаций не бывает! Помогите ему увидеть этот выход.

Доступность детям интернет-пространства, также таит в себе угрозы. 

Например, тема интернет-самоубийств широко обсуждается во всём мире. Большое количество жизни» активно подталкивая к самоубийству. Специалисты отмечают, что подобная реклама во многих случаях приводит к трагическим последствиям, так как в основном в чатах и на сайтах данной тематики ищут общения молодые люди, которые имеют серьёзные личностные проблемы.

Например, давно известно, что человек в стрессе, испытывающий острое чувство душевной боли и отчаяния или находящийся в изменённом состоянии сознания под воздействием психоактивных веществ легко внушаем, и поддаётся на уговоры, которые к тому же обещают избавление от боли и уход от проблем, снимают ответственность за происходящее в жизни. 

Посетители суицидальных чатов и интернет-клубов самоубийц знакомятся, обсуждают свои проблемы (которые склонны преувеличивать, особенно в подростковом возрасте), делятся своими намерениями и согласовывают свои действия. В результате деятельности этих социальных сетей существует опасность бесконтрольного саморазрушительного поведения.

Психолого-педагогические рекомендации для родителей

  • Не сравнивайте ребенка с окружающими.
  • Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть.
  • Чаще используйте телесный контакт.
  • Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
  • Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
  • Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
  • Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов, не забудьте похвалить.
  • Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.
  • Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.
  • Используйте наказание лишь в крайних случаях.
  • Не унижайте ребенка, наказывая его.
  • Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!»
  • Помогите ему найти дело по душе, где он мог бы проявить свои способности и не чувствовал себя ущемленным.

Эмоциональное развитие личности ребенка часто недооценивают, что может привести к серьезным и печальным последствиям для него. 

Эмоциональное развитие должно стать предметом пристального внимания родителей и педагогов.

Главное, что должны сделать взрослые в этом случае – это обеспечить ребенку ощущение успеха. Ребенка нужно сравнивать только с ним самим и хвалить его лишь за одно: за улучшение его собственных результатов.


ДЕТИ УЧАТСЯ ЖИТЬ У ЖИЗНИ

Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

Если ребенок в терпимости, он учится принимать других.

Если ребенка часто подбадривать, он учится верить в себя.

Если ребенка часто хвалят, он учится быть благодарным.

Если ребенок живет в честности, он учится быть справедливым.

Если ребенок живет в доверии к миру, он учится верить в людей.

Если ребенок живет в обстановке принятия, он находит любовь в мире.


Оберегайте себя и своих близких!

Принимайте уникальность своего ребенка, любите его, и все будет хорошо!


ГБОУ СОШ №503

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №503 

Кировского района  

Санкт - Петербурга

198207, Санкт-Петербург, 

Ленинский проспект, д. 123, литер А;

телефоны: 377-23-94, 377-76-01, 377-38-93 

факс 377-23-94. 

e-mail:  sc503@kirov.spb.ru (sc503.kir@obr.gov.spb.ru)